Здравствуйте. Может ли частое причащение нанести вред душе, если даже и приготовился, как положено? И вообще, может ли причастие наоборот усилить страсти? Спасибо.

Категория вопроса: Духовная жизнь и благочестие, Таинства Церкви

Спрашивает: Елизавета

Вопрос:

Здравствуйте. Может ли частое причащение нанести вред душе, если даже и приготовился, как положено? И вообще, может ли причастие наоборот усилить страсти? Спасибо.

Вопрос задан:
18 января 2023

На вопрос отвечает: священник Дмитрий Шушпанов

Ответ:

С одной стороны, Таинство Евхаристии – это сердце жизни Церкви Христовой, и в древности христиане причащались несколько раз в неделю (кроме литургии, ещё и дома запасными св.Дарами). И на мой взгляд, частое причащение – то, к чему мы должны возвращаться, ибо евхаристическая жизнь современных христиан оставляет желать лучшего. С другой стороны, принятие любого Таинства лишь по форме, как видимого священнодействия, вовсе не гарантирует сообщение человеку его невидимой стороны: Даров Духа.

 

Вот два примера:

 

Крещение.

Господь наш Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16).

 

Св. Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое».

 

Евхаристия:

Св. апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:29-30).

 

Преп. Серафим Саровский: «Можно причаститься на земле, и остаться непричащенным на Небе».

 

От чего – же зависит действенность любого Таинства? – От правильного душевного состояния христианина, его принимающего. А в чем выражается это правильное состояние? Об этом мы можем прочитать, например, у святителя Игнатия Брянчанинова: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?». Далее Святитель пишет: «Смирение и рождающееся из него покаяние – единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние – единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние – единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50, 18–19). Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами».

В свою очередь, видение своих грехов и рождающееся из него смирение и покаяние приобретаются, по словам преп. Симеона Нового Богослова, следующим образом: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

 

Теперь возвратимся к вопросу о частом причащении: «Может ли частое причащение нанести вред душе, если даже и приготовился, как положено? И вообще, может ли причастие наоборот усилить страсти?»

 

- Да, может, как видно из вышеприведённых слов апостола Павла, если человек не готов к его принятию. Ведь что происходит в любом Таинстве? - В нас входит огонь Божества: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Что будет, если этот Огонь встретится с соломой? Но что значит: приготовиться? – Значит, увидеть себя… недостойным причащения. В ту меру, что христианин познает себя, или опытно ощутит множество своих душевных недугов, смирится и покается, в той мере он и раскроет в себе спасительное действие принятой Евхаристии. В этом отношении показательным является случай из жизни преп. Сисоя Великого: Некоторый инок сказал преподобному Сисою Великому: "Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога (т.е. в непрестанной молитве)". Преподобный Сисой отвечал ему: "Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари".

 

Вот то спасительное состояние души, которое делает человека способным принять Дар Духа в любом Таинстве, и в Евхаристии в том числе. И подготовка, или говение перед причастием (пост, молитвенное правило, посильная борьба со страстями, воздержание от зрелищ, и пр.) должно подвести его к такому состоянию. И если христианин в таком душевном состоянии приступает к Причащению, он причащается во спасение. Если – же он говел лишь по форме, то есть, если все перечисленные выше упражнения не привели его к видению своих грехов, к осознанию того, что он болен, и ему нужен Христос как Спаситель от этих болезней, то Причащение, редкое, или частое, может быть не только бесполезным, но и вредным: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11: 30). Примеров тому можно привести немало. Приснопамятный протоиерей Дмитрий Смирнов как – то рассказывал, что один молодой человек причастился у него, а потом пришел домой и…повесился. Он оказался наркоманом. В моей практике был случай: однажды я причащал на дому одну женщину, и после причастия она на месяц ушла в запой, обвинив в этом…само Причащение. Впоследствии выяснилось, что она страдала алкоголизмом, отступничала от Православия и ходила к католикам, а на Исповеди об этом умолчала, и, как следствие, причастилась в осуждение себе.

 

Справедливости ради, нужно добавить, что разные святые имели разную частоту причащения: св. Иоанн Кронштадтский – служил литургию и причащался ежедневно, а преп. Мария Египетская за всю жизнь причастилась всего два раза, и оба они стали великими перед Богом. Однако, редкое причащение предполагает усиленную внутреннюю работу для сохранения в себе на протяжении столь длительного времени Дара единения со Христом, к которой большинство христиан не способны. Поэтому, на мой взгляд, для рядового верующего будет более приемлемым путь частого причащения, сопровождаемый, конечно, понуждением к стяжанию нищеты духовной, смирения и покаяния. В этом случае принятие Тела и Крови Христовых пойдут нам во спасение.

 

 

 





Последние вопросы и ответы

Батюшка, помогите: у моего сына очень страстная, безответная любовь. Забросил учебу, мается, не спит, похудел. Ни какие уговоры не помогают. Она над ним издевается, изменяет, выгоняет. А он никак не видит и не слышит ни чего. Помогите, батюшка.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста: как соотносится с заповедями НЕ УБЕЙ, возлюби ближнего твоего, обещание Патриарха прощения грехов исполняющим свой воинский долг? Может эти заповеди уже отменили?
Здравствуйте. У меня не клеится семейная жизнь. Посоветовали обратиться к вам, так как и лечат у вас душу, и батюшка может отчистить от всех наговоров колдовства и прочего.
Здравствуйте. Дочка умерла ещё в утробе во время родов. Какова будет её судьба на небесах, ведь в рай попадают только крещеные? Какими молитвами можно за неё молиться?
Здравствуйте. У меня проблема: слышу голоса. Где можно пройти экзорцизм?
Добрый вечер. Вот скажите: для чего батюшки говорят, чтобы люди венчались? Ведь это очень серьёзный шаг. Почему не разрешается, так сказать, посмотреть, пожить до брака?
Здравствуйте. После посещения храма со мной произошли странные вещи. Что нужно с этим делать, и почему именно после похода в храм, такое стало происходить?
Здравствуйте. Мы с мужем в браке два года. Детей пока нет. Хотим венчаться. Что необходимо для этого сделать? Как подготовиться к венчанию?
Здравствуйте батюшка. Я хочу задать вам такой вопрос: почему мы причисляем Архангела Гавриила к лику Архангелов, если в Библии Он упоминается только как Ангел?
Батюшка, на Пасху дома прочитали молитву Киприану: захотелось почистить душу от проклятий и колдовства. Во время молитвы сам по себе упал пакет с важными документами, который с месяц никто не трогал. Почему так случилось? Это плохой знак?



Смотрите также:







© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.